Новости

Апелляционный суд поддержал концессии с полным покрытием за счет бюджета

 Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, которое ранее подтвердило законность решения Федеральной антимонопольной службы РФ, аннулировавшей итоги конкурса на строительство платной дороги Стерлитамак – Кага. Другие подробности в материалах суда пока не сообщаются. При этом в ФАС отметили, что у ведомства сохраняется право обжаловать этот судебный акт. «Решение еще не изготовлено в полном объеме. Как только мы ознакомимся с ним, мы сможем принять решение о своих дальнейших действиях», — заявил ТАСС замглавы ведомства Рачик Петросян.
 
В этой связи замминистра экономического развития Станислав Воскресенский пояснил «Ведомостям», что для инвесторов внесена ясность, в зоне риска было несколько концессионных соглашений. Суд внес определенность в вопрос, может ли государство полностью компенсировать расходы инвестора, поддержал исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Особенно важно решение для регионов, где такие концессии зачастую единственная возможность обеспечить создание инфраструктуры, сказал старший юрист Hogan Lovells Константин Макаревич.
 
В Национальном Центре ГЧП считают, что ситуация с «башкирским делом» заставила и органы власти, и инвесторов по-новому взглянуть не только на ситуацию с реализацией проектов, где государство полностью компенсирует инвестору его вложения, но и на рынок инфраструктурных проектов в целом. Помимо осознания необходимости бюджетной компенсации расходов инвесторов в проектах, не предполагающих прибыльности для концессионера, регуляторы рынка обратили свое внимание на необходимость в целом качественного реформирования отрасли и поиск правовых механизмов разрешения всего комплекса проблемных вопросов, назревших в сфере ГЧП.
 
Самой ФАС России был подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений в 115-ФЗ, предусматривающий возможность 100-% финансирования создания и эксплуатации объекта со стороны государства, а также устанавливающий сроки начала выплат платы концедента. Эксперты рынка «пошли дальше» и предложили определить правовую природу существующих платежей публичных образований по концессионным соглашениям, разрешить вопрос возможности включения в плату концедента инвестиционного и эксплуатационного платежей, определения ее компенсационного характера и порядка подсчета.
 
Напомним, что в понедельник были рассмотрены апелляционные жалобы организатора конкурса Госкомитета РБ по транспорту и победителя конкурса ООО «Башкирдорстрой» на решение арбитражного суда Москвы, которое поддержало позицию ФАС России. 31 января 2017 г. Комиссия ФАС России в отношении концессионного конкурса на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги регионального значения Республики Башкортостан «Стерлитамак – Кага – Магнитогорск» приняла решение № Т-7/17, в котором факт 100-% возмещения концедентом затрат концессионера на создание (реконструкцию), эксплуатацию объекта концессии был признан нарушением законодательства о конкуренции. Однако, в Национальном Центре ГЧП напоминают, что поскольку под 100-% возмещением и ФАС и суд первой инстанции понимали совокупность части расходов на создание, эксплуатацию и платы концедента, вопрос возможности полного финансирования создания, эксплуатации объекта концессии (не включая в такое финансирование плату концедента) за счет публичного образования все еще является актуальным.